В швейцарском банке не осталось вкладов без отрицательных ставок

Цюрихский ABS стал первым швейцарским банком, заставившим всех клиентов доплачивать за хранение их вкладов, сообщает WSJ. В октябре он сообщил, что с января ставка по депозитам составит от -0,125% годовых. К январю 1797 клиентов забрали деньги из банка, но было открыто 1830 новых счетов. За январь – февраль добавилось еще 59.

Профессор женевского University Hospitals Пьетро Майно говорит, что и в мыслях не было забрать деньги из ABS, поскольку он считает банк более прозрачным и надежным, чем другие, а «заработать как можно больше на процентах цели не было». За октябрь – февраль остатки на счетах ABS сократились на 4%, или на 54 млн франков ($56,5 млн), поскольку клиенты переводили средства в инвестиционные продукты, но активы под управлением не изменились – 1,5 млрд франков на 31 декабря. ABS был основан в 1990 г., его офис расположен в кооперативном доме, который требует от арендаторов документ, что они не владеют автомобилями. В совет директоров банка входит теолог, а вознаграждение гендиректора Мартина Ронера ограничено пятью зарплатами самого низкооплачиваемого сотрудника. У ABS много социальных проектов – например, он инвестировал в цюрихский отель, предлагающий работу женщинам с психологическими проблемами.

В 2014 г. Швейцарский национальный банк (SNB), чтобы сдержать укрепление франка, сделал депозитную ставку для коммерческих банков отрицательной – сейчас она составляет -0,75%. ЕЦБ сделал это в марте, сейчас отрицательные ставки у шести европейских и японского центробанков (см. график).

 

Крупнейший банк страны, UBS, ввел отрицательную ставку по депозитам для некоторых крупных клиентов, но какая часть вкладов приходится на них, не сообщает. Если SNB еще 2–3 года сохранит отрицательные ставки, опыт ABS и UBS начнут перенимать и другие, полагает профессор финансов Цюрихского университета Мартин Янссен.

Цель отрицательных ставок – подстегнуть развитие экономики. Но если они не затронут ставки по розничным кредитам и кредитам малому бизнесу, то утратят свой смысл, говорится в отчете Банка международных расчетов (BIS).

От отрицательных ставок уже страдают немецкие страховые компании, клиенты которых ранее могли гарантировать доходы на долгий период, сообщает WSJ. Munich Re наблюдает за денежной политикой ЕЦБ «с огромным беспокойством», говорит ее гендиректор Николаус фон Бомхард. «Доходы по многим инвестициям перестали отражать риски по ним же, что очень опасно», – предупреждает он.

Федеральная резервная система США (ФРС) в декабре повысила базовую ставку до 0,25–0,5% и обещает продолжить, хоть и не в ближайшее время. Экс-председатель ФРС Бен Бернанке полагает, что «шум по поводу отрицательных ставок преувеличен» и с ними вполне можно справиться. «Мы не видим, что клиенты придерживают деньги, не видим масштабного перекладывания активов, так что у отрицательных ставок оказалось меньше радикальных последствий, чем можно было бы ожидать», – говорит Карл Таннебаум, главный экономист управляющей компании Northern Trust.
 

Далеко не все разделяют такую точку зрения. После кризиса 2008 г. ФРС залила банки деньгами – на их счетах в ФРС $2,3 трлн. Если за хранение этих денег пришлось бы ей платить, рентабельность банков снизилась бы. «В таком случае меньше денег будет идти на кредитование», – предупреждает главный экономист Ассоциации американских банков Джеймс Чессен. 

Read Full Article