Культура формирующегося Русского централизованного государства - I часть / Татьяна Понька

 

В XIII веке на русские земли обрушились татаро-монгольские завоеватели. Многие города были сожжены дотла или разграблены, погибла 1/10 часть населения, из 74 русских городов XII ― XIII вв. 49 были разрушены, в огне пожаров погибли храмы, летописи, памятники искусства, многие мастера были убиты или уведены в плен. На Руси исчезли такие виды искусства, как скань, зернь, камнерезное дело. Прекратил свое существование путь "из варяг в греки", прервались связи юга и центра Руси с Западной Европой.

     На длительный срок Русь оказалась под мощным воздействием Золотой Орды, стоявшей вне христианского мира. Завоеватели причинили огромный вред русской культуре, но русская культура не погибла. Культурные традиции домонгольского периода имели настолько мощные культурные основания, что русская культура смогла сохранить свой национальный облик и получить дальнейшее развитие, оставаясь европейской по типу и направленности.

     Хозяйственное, культурное запустение на Руси продолжалось около 100 лет, и в середине XIV века начинается постепенное возрождение городов, оживление торговли, культуры. Победа Руси над Золотой Ордой в 1380 г. на Куликовом поле вызвала подъем национального самосознания. Значительную роль в экономическом, политическом и культурном возрождении русских земель сыграл новый центр ― Москва.

     Содержание русской культуры, направление ее развития в XIV - XV вв. определяли две тесно связанных между собой задачи: борьба с золотоордынским игом и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства. Одной из ведущих идей в культуре становится идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом.

     Фольклор. Во второй половине XIII ―― XIV вв. продолжало развиваться устное народное творчество. Главной его темой стала борьба против татаро-монгольского нашествия и золотоордынского ига. Появились сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.

     Новую жизнь получили старинные былины Киева и Новгорода. С нынешним врагом ― татаро-монголами боролись герои Киевской Руси: Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Теперь в былинах повествуется о том, как татары подступали к Киеву и как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович изгоняли захватчиков. Киев в былинах предстает как воплощение русской государственности, князь Владимир Красное Солнышко в былинах становится "представителем всего Русского государства". Именно былины начинают выражать идею общерусского единства.

     В этот же период времени появляется новый жанр устного народного творчества - историческая песня. В отличие от былинного эпоса в исторической песне герои и события изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия конкретно - историческое, хотя сюжет и герои зачастую вымышленные. Главная тема первых военных песен ― страдания русского народа. Самой известной исторической песней, в которой наиболее ярко представлены страдания русского народа в период татаро-монгольского нашествия, стала песня "Щелкан Дюдентевич". Она является откликом на восстание в Твери 1327 г. против ханского наместника Чолкана, особо выделявшегося своей жестокостью и наглым произволом. В этой песне Щелкан представлен как типичный носитель зла, характерный представитель ордынской власти. Моральное осуждение Щелкана достигает кульминации в невероятном, гиперболизирующем его злую волю эпизоде: Щелкан убивает родного сына и пьет его кровь "в уплату" за свое назначение наместником в Тверь. Сила воздействия песни о Щелкане на слушателя была невероятно велика.

     Страдания русского народа нашли отражения и в своеобразных песнях - балладах. Основная тема их ― страдания женщин - полонянок. В таких песнях повествовалось об обычных русских женщинах, попавших в татарский плен, об их беззащитности, смирении перед неволей. В исторических песнях воспевается и подвиг простых людей, пытавшихся сопротивляться захватчикам. Одна из таких песен ― о Авдотье Рязаночке. Героиня ее ― простая горожанка, совершает подвиг: она уводит из полона жителей Рязани и заново возрождает город.

     Возникли новые легенды, например, "Сказание о граде Китеже" ― цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в оз. Светлояр (в совр. Воскресенском районе Нижегородской области) вместе со всеми защитниками и жителями и, таким образом, избежавшим разорения татарами. По преданию, до сих пор в этом озере в тихую погоду можно услышать звон колоколов, а в глубине озера увидеть здания утонувшего города.

     Просвещение. В результате татаро-монгольского нашествия грамотности населения был нанесен значительный урон. Но традиции просвещения, книжности, заложенные в период Киевской Руси, оказались прочными. С начала XIV в. вместе с оживлением хозяйственной жизни стали восстанавливаться и расширяться монастырские и церковные школы, в них начала оживляться переписка и создание новых книг. Грамотность была широко распространена не только среди князей, боярства, духовенства, но и среди широких слоев населения. Довольно грамотным было торгово-ремесленное население городов, так как занятие торговлей и ремеслом требовало известных знаний, грамотности. О широком развитии грамотности среди широких слоев населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок в 1960―1970-е годы в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах. Грамоты представляют собой частные письма, хозяйственные записи, долговые расписки и т.д. Обнаружение берестяных грамот продолжается, и в настоящее время число их достигает более 800. Большая распространенность берестяных грамот свидетельствует о и том, что они были привычным элементом новгородского средневекового быта, переписка не была профессиональным признаком, она стала повседневным явлением. В Новгороде была также обнаружена деревянная дощечка с вырезанной на ней азбукой от "а" до "я". Вероятно, такие азбуки изготовлялись на продажу и служили учебными пособиями при обучении детей. Уникальной находкой являются учебные тетради новгородского мальчика Онфима (вторая половина XIII в.) 6―7-ми лет, дающие представление о методах обучения чтению и письму в школе того времени.

     Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях - "книжниках" содержатся в житиях русских святых XIV ― XV вв. Такие училища существовали, как правило, при церквах, и учителями в них были в основном представители низшего духовенства. В житиях святых, составленных в средние века, указывается, что обучение грамоте начиналось "на седьмом году". Учили письму, чтению по псалтыри и часослову и церковному пению и, возможно, счету, т.е. давали самое элементарное образование. В XV в. такие училища существовали не только в городах, но и в сельской местности.

     Книжное дело. Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при них существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Книгописные мастерские существовали и в городах, при княжеских дворах. Книги изготовлялись, как правило, на заказ, иногда и на продажу.

     Развитие книжности и письменного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом, из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строгого "уставного" письма появились так называемый полуустав, а с XV в. и "скоропись", что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной.

     В книжной продукции преобладали богослужебные книги. Наряду с переводными патристическими произведениями в них имелись оригинальные русские сочинения; рядом с религиозно ― назидательной литературой соседствовали произведения светского характера ― отрывки из летописей, исторические повести, публицистика. Примечательно появление в этих сборниках статей естественнонаучного характера. Так, в одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начала XV в. помещены статьи "О широте и долготе земли", "О стадиях и поприщах", "О расстоянии между небом и землею", "Лунное течение", "О земном устроении" и т.д. Автор этих статей порывал с представлениями церковной литературы о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по-прежнему ставилась в центр мироздания. В других статьях дано вполне реалистическое объяснение явлений природы (например, грома и молнии, которые, по мнению автора, происходят от столкновения туч). Здесь же статьи по медицине, биологии, выписки из сочинений римского ученого и врача II в. Галена.

     Русская книга XIV ― XV вв. сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы прошлого и в распространении современных ей произведений идейно - политического звучания.

     Литература. Русская литература XIV ― XV вв. была тесно связана с темами устного народного творчества. В основном она была посвящена важнейшим проблемам политической жизни Руси.

     Летописание. Первое время после татаро-монгольского нашествия русское летописание переживает упадок. В конце XIII - начале XIV вв. оно развивалось в региональных центрах. Со второй половины XIII в. до нас дошло незначительное количество летописей. Летописание стало кратким, более сухим. Наиболее полные летописи составлялись там, куда захватчики не дошли, ― Пскове, Новгороде, Смоленске.

     С начала XIV в. летописание начинает переживать подъем. Составляются грандиозные общерусские летописные своды, начинающиеся, как правило, с "Повести временных лет", что подчеркивало могущество и величие Руси в прошлом.

     В конце XIV в. местное летописание появляется в Москве. Вначале оно также приоритет отдавало местным событиям, но с возрастанием роли Москвы среди русских земель московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер, в нем стала отражаться роль Москвы как центра всех русских земель, как преемницы Киева и Владимира. Постепенно в русских землях центром летописания становится Москва.

     В 1408 г. в Москве был составлен первый Общерусский свод, так называемая Троицкая летопись, названная по имени Троице - Сергиева монастыря, в библиотеке которого она долгое время хранилась. Во время московского пожара 1812 г. летопись погибла. Троицкая летопись начиналась с "Повести временных лет" и доводила рассказ до событий 1408 года. Она включала сообщения о Куликовской битве, нашествиях Тохтамыша, Едигея и др. Летопись проводила идею необходимости объединения русских земель под началом Москвы. Около 1418 г. при участии митрополита Фотия было предпринято составление нового летописного свода (Владимирский полихрон). В этом своде главной идеей был союз московской великокняжеской власти с городским населением феодальных центров в целях политического объединения Руси. Эти своды легли в основу последующих летописных сводов (1456; 1472). Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 года. Все московское летописание пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти.

     Гражданская литература. В первой половине XV в., как свидетельство роста национального самосознания, появляются исторические сочинения. К ним относятся хронографы, в которых освещались события как русской, так и мировой истории. Первый хронограф был составлен в 1442 г. выходцем из Сербии Пахомием Логофетом на основании южнославянских, переведенных с греческого, и русских сочинений. Известным сочинением по мировой истории был "Еллинский и Римский летописец". Появление таких произведений свидетельствовало о том, что Русь начинала себя ощущать участницей мирового историко-культурного процесса.

     Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть.

     В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра ― "Повесть о разорении Рязани Батыем". Основную часть ее содержания составляет рассказ о разорении Рязани татарами в 1237 г. и о судьбе княжеской семьи. Автор рисует страшную картину героической гибели рязанского князя с дружиной, княжеской семьи и всех горожан, так и не дождавшихся помощи владимирского князя Юрия Всеволодовича. Автор осуждает великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, осуждает феодальные раздоры как основную причину поражения русских. Особый интерес представляют включенные в повесть два рассказа народнопоэтического происхождения ― о гибели князя Федора, его жены Евпраксии и их сына и о Евпатии Коловрате, ― раскрывающие трагизм разгрома Руси татаро-монголами. Завершается повесть плачем о павших и рассказом о возрождении Рязанской земли.

     Победа над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального самосознания. Под ее воздействием возник Куликовский цикл произведений, который объединяет одна главная мысль ― о единстве Русской земли как основе победы над врагом. Наиболее глубоким и значительным произведением этого цикла является "Задонщина" - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы (конец XIV в.). Особенность "Задонщины" заключается в том, что она является своеобразным ответом на "Слово о полку Игореве". В этом произведении сознательно сопоставляются события прошлого (борьба с половцами) и настоящего (борьба с татарами). Победа на Куликовом поле ― это возмездие Руси за поражение от половцев в 1185 г., она положила конец господству степняков над Русью, восстановила прежнее могущество и славу Руси.

     Еще одним произведением Куликовского цикла является "Сказание о Мамаевом побоище". Это не хроника событий, а своего рода осмысление значительности произошедшего события для всей русской истории. "Сказание" ― это глубокие, даже философские размышления о смысле исторического столкновения двух миров: самобытной, отстаивающей право на самостоятельное бытие православной Руси и кочевого мира в лице Золотой Орды. Сама победа на Куликовом поле рассматривается как духовное торжество православной веры над идолопоклонством и магометанством.

     Одним из распространенных жанров XIV ― XV вв. были жития ― повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. В них также проводилась мысль о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как главном условии усиления Руси. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупных церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего митрополию из Владимира в Москву, Сергия Радонежского, основателя Троице - Сергиева монастыря и др. Особую известность приобрели "Слово о житии Дмитрия Ивановича" и "Житие Сергия Радонежского". "Житие Сергия Радонежского" (от селения Радонеж, недалеко от которого Сергий основал Троице - Сергиев монастырь) было написано Епифанием Премудрым в начале XV в., через 20 лет после кончины преподобного (1393). Следует сказать, что авторитет отца Сергия был необычайно велик на Руси. В те непростые годы вокруг Сергия собрались самые сильные духом люди того времени. Недалеко от Москвы он основал Троицкую обитель, которая со временем стала духовным центром России. Сергия Радонежского называют "собирателем Руси". Он был и большим тружеником, и церковным деятелем, и политиком. В непростое время он неустанно призывал русских князей к единству, мирил их, призывал младших покориться старшим.

     Одним из наиболее распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались "хождения" (путешествия) в святые места: Палестину, Царьград, на Афон. Выдающимся памятником русской культуры XV в. было "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина. По воле случая русский купец из Твери оказался в далекой Индии. Его "Хождение" ― это живая запись продолжительного и трудного путешествия. Наблюдательный и духовно богатый русский человек оставил много точных и ценных наблюдений об Индии и других странах, встретившихся Афанасию Никитину на пути.

     Общественно - политическая мысль. В XIV ― XV вв. происходит подъем общественно - политической мысли. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от татаро-монгольского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь". Изменилось и международное положение Руси.

    К этому времени  исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья среди других князей возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.

     И вот теперь требовалось идеологическое обоснование и стремительному возвышению в русской истории московских князей, и изменившемуся международному положению Руси. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась. Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, необходимость существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV ― начале XVI века.

     Важнейшими стали три идеи.

     1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей ― владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской церкви ― митрополит ― сначала в Киеве, потом во Владимире (1299-1328) и Москве (с 1328). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.

     2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется «Сказание о князьях владимирских». В основе «Сказания» две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" императором Августом. В «Сказании» говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в XII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку ― киевскому князю Владимиру Мономаху ― символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть «шапка Мономаха»), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).

     3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Теория «Москва ― третий Рим» была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она ― столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия ― истинной христианской веры ― древний Константинополь в 1453 г. был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва ― столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому, на взгляд Филофея, роль Руси в мировой истории ― быть покровительницей всех православных народов.

     Еретическое движение. В конце XIV ― XV вв. в русском обществе происходит накопление практических знаний. Мыслящих людей уже не удовлетворяют религиозные представления о природе и обществе. В обществе, в среде самих церковников появляется критическое отношение к церкви. В конце XV в., по словам современников, в церкви разразилась еретическая "буря". "Буря" вышла за пределы церкви, и споры по острейшим общественным вопросам велись "в домех, и на путех, и на торжищех".

     Еретическое движение возникло в Новгороде, Пскове, а затем и в Москве во второй половине XIV в. В 70-е годы XIV в. в среде псковского низшего духовенства возникла псковско - новгородская ересь стригольников. По одной из версий ересь стригольничество получила свое название от дьяка Карпа, обладавшего "художеством стригольника" ― цирюльника. С этой ереси и начались "раздоры" в церкви, сотрясавшие ее и в последующие века. Первопричиной критического отношения к церкви стало недовольство церковным стяжательством, в частности, поставлением клириков "по мзде". А так как "по мзде" поставлялись епископы, митрополиты, и даже сам патриарх константинопольский, то стригольники стали их всех считать незаконными и призывали не принимать ни их учений, ни их священнодействий. Они стали отрицать церковную иерархию, основные православные догматы, в том числе и догмат о троичности божества. В конце концов, они дошли до полного разрыва с официальной церковью и пришли к заключению, что только апостолы были истинными пастырями и учителями и только апостольские писания должны служить источником истинной христианской церкви. Они утверждали также, что Христос в свое время не имел своей церкви на земле, поэтому быть проповедником может быть каждый.

     Ересь стригольников была подавлена официальной церковью, но недовольство церковью в 1470 - 71 гг. в Новгороде вызвало "ересь жидовствующих". Названа она была так по имени еврея Схарии, прибывшего в Новгород в свите киевского князя. Она имела более широкую социальную и идейную основу, чем ересь стригольников, но в то же время была с ней сходна. Эта ересь вобрала в себя элементы самых разнообразных ересей, переосмысленных на основе Ветхого завета. Но они не были защитниками только ветхозаветной религиозности. В этом учении ярко выразилось просветительское направление. Они занимались логикой, астрономией и выступали за право каждого человека обращаться к мирским знаниям. Ересь стала очень быстро распространяться в Новгороде. В 1480-х гг. в Москве образовался кружок "жидовствующих" во главе с посольским дьяком Федором Курицыным. К кружку примкнуло много грамотных людей из знатных лиц, в том числе и невестка великого князя Ивана III Елена, дочь господаря молдавского. Члены кружка подрывали авторитет церкви, отрицали монашество. Великий князь Иван III, стремившийся к абсолютизму, вначале благосклонно относился к членам кружка и не поддавался на требования церковников репрессий в отношении еретиков. Между тем новгородский архиепископ Геннадий начал с еретиками беспощадную борьбу. Несмотря на симпатии Ивана III, церковный собор 1490 г. осудил еретиков. Геннадий привлек на свою сторону известного церковного полемиста Иосифа Волоцкого, который повел борьбу пером. В своем "Просветителе" он доказывал неправильность "нового учения", призывал не верить их покаяниям, преследовать, заточать и казнить их. После раскрытия заговора на его жизнь Иван III стал понимать, к чему может привести вольнолюбие. В придворных партиях происходит перемещение, и на первые роли выдвинулись архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий, сделавшие заявления о необходимости единодержавии. Для Ивана III, боровшегося с боярством и удельными князьями, это было очень важным. Церковный собор 1505 г. также осудил еретиков. Главные их представители были сожжены в клетках, остальные разосланы по тюрьмам.

     Существенным звеном в еретическом движении были народные выступления в 50-60-е гг. XVI в. под влиянием идей беглого холопа Феодосия Косого. Он призывал к установлению полного равенства на земле, выводя его из равенства людей перед Богом.

     Ересь была раздавлена, но волнение, поднятое ею в обществе, нашло выход в других проявлениях, не имевших ничего общего с ересью. Пришло в движение дворянство, начинавшее осознавать свои интересы в обществе. Казнь еретиков побудила образованных людей того времени взяться за перо. Новгородское движение развернулось в знаменитый спор иосифлян и нестяжателей, выдвинувший имена Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Максима Грека.

     В ходе борьбы с еретиками в церкви возникли два течения: иосифляне и нестяжатели. Первое из этих направлений возглавил игумен Иосифо - Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Вначале он был сторонником теории о превосходстве духовной власти над светской. Что касается монастырской жизни, то он считал, что большую часть дня инок должен проводить не работая, а на богослужении, поэтому монастырям на содержание монашества и помощи бедным нужны села и земли. В целом ряде посланий он отстаивал церковное или монастырское землевладение, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т.д. Одержать верх в споре с нестяжателями ему помогла близость к Ивану III. Он к этому времени осознал нереальность осуществления теории превосходства церкви в государстве и перешел на позиции поддержки великого князя в его борьбе с удельными князьями и выдвинул теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и ее ответственности перед Богом. Иосиф Волоцкий утверждал, что государь «естеством подобен всем человекам, властию же – Богу», что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви. В свою очередь, светская власть должна заботиться о благополучии церкви, которая освящает светскую власть. Иосифлянская доктрина стала официальным направлением в русской общественной мысли.

     Основателем второго направления ― доктрины "нестяжательства" был Нил Сорский. Он постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, в котором с самого основания хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Нил Сорский совершил путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон. На Афоне он пробыл особенно долго, после чего его религиозное мировоззрение окончательно приобрело созерцательный характер. Он стал проповедовать аскетизм и нравственное самоусовершенствование как средство поднятия авторитета церкви. Иночество, по его мнению, должно быть не телесным, а духовным. Почва монашеских подвигов ― не плоть, а мысль и сердце. Он был противником всякой внешности, считал излишним иметь в церкви дорогие сосуды, украшать церковь, церковь должна иметь только самое необходимое. Важнейшим фактом его биографии стал протест против землевладельческих прав монастырей на церковном соборе 1503 года. Монастырские владения в то время равнялись одной трети всей государственной территории и являлись причиной деморализации монашества. Против Нила Сорского решительно выступил Иосиф Волоцкий. Но окончание борьбы Нил Сорский не увидел, он умер в 1508 г., в самом ее начале.

     Борьбу Нила Сорского продолжил его ученик князь ― инок Вассиан Патрикеев. Вассиан конкретно поставил вопрос о лишении монастырей их прав и привилегий.

     Взгляды Вассиана во многом разделял Максим Грек, прибывший по просьбе великого князя Василия III с Афона в Россию в 1518 г. для исправления и перевода богослужебных книг. Он не знал русского языка, но братия посылавшего его монастыря в послании великому князю выразила надежду, что Максим Грек, благодаря своим способностям и познаниям "и русскому языку борзо навыкнот". После выполнения поставленной задачи, несмотря на просьбы, Максим Грек назад отпущен не будет. Он продолжит трудиться в Москве и внесет большой вклад в развитие русской культуры, познакомив русских со многими ранее неизвестными греческими религиозными произведениями. Человек таких познаний не мог вести келейную жизнь, он стал знакомиться с жизнью Москвы. Многообразные проявления московского быта, резко противоречащие христианскому идеалу, вызвали его резкое осуждение. Он написал много оригинальных произведений, в которых критиковал организацию русской церкви, обличал монахов, писал о тяжелом положении монастырских крестьян. В споре о монастырских землевладениях он занял сторону Нила Сорского. Такое поведение Максима Грека не могло не вызвать неудовольствия в высших кругах. На церковных соборах 1525 г. ему была поставлена в вину неудовлетворительность переводов богослужебных книг. Он был сослан в Волоколамский (иосифлянский) монастырь, где содержался в жестоких условиях и во враждебном окружении. В 1531 г. он был вызван на новый собор. Ему были предъявлены обвинения в государственных преступлениях, и он был сослан в тверской Отрочский монастырь, где провел 20 лет. Тщетно просили за него патриархи антиохийский, константинопольский и иерусалимский. Его участь была несколько смягчена только перед смертью, последовавшей в 1556 году.

     Архитектура. После татарского нашествия строительное дело на Руси прекратилось на целых полстолетия. Но на севере-западе Руси, куда татары не дошли, строительное дело продолжало развиваться.

     С конца XIII в. в Новгороде меняется строительный материал и техника кладки: камень не перемежается с плинфой на цемяночном растворе, а стены сплошь возводятся из местного, плохо отесанного, грубого камня, и лишь в сводах, барабанах и оконных проемах применяется кирпич. Из трёх апсид в храме сохраняется только одна.

     В 1292 г. по заказу новгородского архиепископа в дельте реки Мсты была построена церковь Николы на Липне. Это четырехстолпная, одноапсидная, одноглавая церковь. Внешний декор церкви достаточно скромен, но церковь производит впечатление стройности и монолитности. В 1360-1361 гг. была возведена церковь Федора Стратилата на Ручью. Это храм тоже однокупольный и четырехстолпный. По общей красоте церковь Федора Стратилата ― самое замечательное произведение новгородского зодчества XIV века. Зодчий разделил фасады лопатками на три части (прясла). Церковь украшена различными декоративными элементами, барабан декорирован поясками треугольных впадинок, арочек, различных нишек. Оконные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения, над окнами разнообразные по рисунку "бровки".

     В 1374 г. по заказу боярина Василия Даниловича Мошкова и уличан Ильиной улицы была сооружена церковь Спасо-Преображения на Ильине улице. Заказчик был богатым, поэтому церковь украшена необычайно для Новогорода богато. Фасад был расчленен лопатками, украшен нишками, «бровками», крестами, кружками; барабан украшал орнаментальный поясок. По этому типу строятся церкви на протяжении XIV и всего XV века. Церковь Спасо-Преображения уникальна тем, что ее распишет гениальный Феофан Грек.

     Фресковая живопись. XIV в. ― время блестящего расцвета новгородской фресковой живописи. В 70-х гг. XIV в. в Новгороде, где, уже сложилась своя собственная художественная школа, появился выходец из Константинополя ― Феофан Грек. Феофан Грек, воспитанный на строгих византийских канонах, уже в молодости превзошел их. Материальное обнищание Византии, укрепление догматизма и аскетизма не способствовали подъему искусства. И тогда в поисках применения своего таланта, он покинул Константинополь. Возможно, благодаря этому, его имя осталось в истории мирового искусства. Он работал в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе. В расцвете славы, лет в 35-40 Феофан Грек прибыл в Новгород, расписав более 40 церквей в различных странах. Неизвестно, сколько Феофан Грек пробыл в Новгороде, но он оставил неизгладимый след в местной художественной жизни. Благодаря ему, новгородские мастера получили возможность познакомиться с искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.

     Документально известно только одно произведение Феофана Грека ― роспись в 1378 г. церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Сохранились фрески в куполе, расписанные рукой греческого мастера. Роспись выполнена строго по византийскому канону. В центре огромного медальона ― Христос Пантократор. Медальон окружают фигуры архангелов, огненные серафимы и херувимы. Ниже, в особом ярусе, предстоят ветхозаветные праведники: Адам, Авель с агнцем, Ной с ковчегом в руках, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророк Илия и Иоанн Предтеча, последний пророк, уже новозаветный. Роспись основной части храма также была традиционной. Но образы Феофана обладают огромной внутренней силой, в них бушует огромная природная сила. Колористическая гамма однообразна ― коричнево-красных и желтых тонов, но их оттенки создают необычайно красочное многообразие.

     Искусству Феофана Грека созвучен и цикл росписей церкви Успения на Волотовом поле (1363). Роспись была исполнена неизвестным, но замечательным мастером. В основном, это сцены из жизни Христа и Марии. Колорит росписей ― празднично-яркий, в сопоставлении ярко красного, зеленого, голубого, лилового. Фигуры представлены в стремительном движении. Новгородские фрескисты смогли выразить изобразительными средствами все человеческие чувства: горе, радость, смятение, удивление.

     Иконопись. В течение XIV в. складывается своеобразная новгородская школа иконописи ― одна из блестящих страниц в истории мировой живописи. Творчество новгородцев в этот период развивалось без всякого участия чужеземных мастеров, и оно является яркой новгородской самобытностью. Простота композиционного решения, точность рисунка, красочная палитра, ясность толкований сюжетов ― характерные черты новгородского иконописания.

     Одним из любимых образов в новгородской иконописи был святой Георгий, или, как его называли в народе, Егорий. Этому святому посвящены две знаменитые иконы. Одна написана на рубеже XIV и XV в. и входит в собрание древнерусской живописи Русского музея. Вторая написана в начале XV в. и украшает Третьяковскую галерею.

     На иконе из ГРМ иконописцем избирается момент единоборства Георгия "со змием": изящный жест Георгия, поверженный "змий". Колористическое решение создает яркое, ликующее впечатление: на красном фоне ― белоснежный конь и всадник в развевающемся синем плаще.

     Среди новгородских иконописных композиций во многих отношениях особенно интересна "Битва суздальцев с новгородцами", дошедшая до нас в нескольких повторениях (в Новгородском музее, в Русском музее, в Третьяковской галерее).

Это самое раннее в русском искусстве живописное произведение на историческую тему.

В 1169 г. суздальское войско во главе с Андреем Боголюбским было разбито под Новгородом. Согласно легенде, новгородцы вынесли икону Богородицы на крепостную стену Новгорода. Суздальцы "застрелища" икону. Тогда Богоматерь повернулась ликом к городу: слепота поразила суздальцев. Новгородцы выходят в бой под предводительством Александра Невского, Бориса, Глеба, Георгия Победоносца и одерживают победу. Композиция трехъярусная. Наверху, торжественное перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине-улице в "детинец". В среднем ярусе посланцы обеих сторон едут навстречу друг другу, между тем как суздальская рать вероломно пускает стрелы в икону. Внизу мчится на врага новгородская конница, причем суздальцев охватывает смятение, и они поворачивают вспять.     

В XV в. в Новгороде появляются иконы, в которых создается нечто вроде посмертного портретного изображения. Именно таким изображением можно считать икону "Деисус и молящиеся новгородцы", исполненную в 1467 г. по заказу богатого боярина Антипа Кузьмина. В верхнем ярусе иконы изображен семифигурный Деисус, а во втором ― предстоящие Христу молящиеся о "гресех своих" умершие члены семьи новгородского боярина: женщина и двое детей, мужчины разных возрастов в характерных древнерусских костюмах ― коротких подпоясанных рубахах и длинных кафтанах. Композиция четкая и торжественная, лица очень живые. Благодаря этой иконе мы можем ясно представить себе облик знатных новгородцев того времени.

     В конце XV в. начинается закат новгородского искусства. В 1478 г. Москва подчинила Новгород. По приказу московского князя Ивана III с Софийской звонницы был снят символ независимости Новгорода ― вечевой колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы в русских землях. Реально вечевой колокол так и не прибыл в Москву, его следы затерялись. Но с тех пор возникла поэтическая легенда о том, что, так как колокол не хотел ехать в Москву, то при подъезде к Москве ― на Валдае ― он сорвался с воза и разбился вдребезги. Из его обломков и были отлиты первые «валдайские колокольчики», воспетые русской культурой. Обладающие нежным и чистым звуком, «валдайские колокольчики» нашли особое применение у ямщиков – в качестве сигнального инструмента, определявшего безопасность передвижения по бескрайним русским просторам и в весеннюю распутицу, и в снежную метель, а также как музыкальный инструмент, сопровождающий пение ямщика.

Что касается дальнейшей судьбы Новогорода, то многие знатные семьи новгородцев были переселены насильственно в Москву, а в Новгороде поселились московские купцы. Новый заказчик диктовал новые вкусы. Самостоятельное развитие новгородской художественной школы закончилось.

     Со второй половины в. XIV в. Москва превращается в общепризнанную столицу формирующегося русского государства. В создающемся централизованном государстве начинается формирование общерусской культуры. Московские князья всячески подчеркивали, что они продолжают объединительную политику владимирских князей. Как во Владимире они в Москве стали возводить здания из белого камня с резными деталями, что было продолжением традиций владимиро-суздальского княжества.

     Зодчество. Кремль при Иване III.  В средние века любой европейский город имел крепостные стены и башни. Еще во времена Юрия Долгорукого центральная часть Москвы ― кремль ― была обнесена деревянными крепостными стенами. Во времена Ивана III внешний вид Кремля не соответствовал могуществу, приобретенному Москвой.

     При Иване III на территории Кремля развернулось небывалое строительство. Вначале внимание было уделено перестройке обветшавших храмов. В 1472 г. началось возведение нового Успенского собора, который должен был стать главным собором Москвы. Строительство храма началось на месте старого Успенского собора, возведенного еще в 1326 г. во времена Ивана Калиты. Но в 1474 г. собор рухнул при небольшом землетрясении. По совету своей жены Софьи Палеолог, долгие годы жившей в Италии, Иван III пригласил известного зодчего из Италии Аристотеля Фиораванти. Архитектору была поставлена задача: возвести собор по подобию владимирского Успенского собора, который был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси.

     В 1475 г. Аристотель Фиораванти приступил к строительству. Через пять лет на центральной площади Кремля поднялся величественный, пятиглавый собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси. Его широкие гладкие стены, расчлененные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его восточной стене примыкали пять алтарных апсид. Венчали стены полукружия закомар. В целом внешний декор весьма сдержан, почти лишен украшений. Это соответствовало замыслу архитектора, стремившего в торжественной монолитности храма воплотить идею о Москве ― столице сильного централизованного государства.

     В 1484-1489 гг. в Кремле псковскими мастерами был построен Благовещенский собор ― домовая церковь московских царей. Основной объем собора имел форму куба, с востока к нему примыкали три апсиды. Сначала Благовещенский храм был трехглавым. При Иване Грозном в 1547 г. храм сильно пострадал и был перестроен. В результате собор стал девятиглавым.

     В 1484-1485 гг. псковские мастера возвели церковь Положения риз Богородицы ― домовую церковь московских митрополитов. Название Ризоположения было дано предшествующему храму в 1451 г. в связи с избавлением Москвы от нашествия татарского царевича Мазовши. Внезапное бегство царевича от стен Кремля совпало с праздником Положения Риз Богородицы. Поэтому церковь и посвятили этому празднику. Особую стройность церкви придают высокие подклети (нижний нежилой этаж деревянного или каменного дома) и обилие вертикальных линий в убранстве. Широкие лопатки делят фасады на три части, килевидные закомары подчеркивают устремленность здания ввысь.

     В конце 80-х гг. в Кремле началось строительство дворца великого князя. Его возводили итальянские мастера Марк Фрязин, Пьетро Антонию Солари и Алевиз Фрязин (Новый). Великокняжеский дворец представлял собой множество больших и малых, выстроенных из камня и дерева, причудливо соединенных между собой "палат" и "изб". Покои великого князя и княгини, помещения для приема иностранных послов и переговоров, залы для пиров были убраны с подобающей роскошью. Кроме того, во дворце имелись различные подсобные помещения ― кухни, амбары, кладовки. Переходы связывали все части дворца между собой и Благовещенским собором. Дворец не сохранился, все его части были разобраны или попали внутрь других зданий. До наших дней дошла сохранившаяся Грановитая палата. Она позволяет составить представление о гражданских постройках Московского Кремля. Грановитая палата была построена в 1487-1491 гг. архитекторами Антонио Солари и Марком Фрязином. Палата получила свое название из-за облицовки фасада граненым камнем. Грановитая палата являлась тронным залом государя всея Руси, где в торжественной обстановке русские великие князья и цари принимали иностранных послов. Здесь же проходили важнейшие государственные мероприятия, заседали Земские соборы, устраивались грандиозные пиры. Площадь палаты - 500 кв. м., высота ― 9 м. Величественный зал перекрывался четырьмя крестовыми сводами, которые опирались на единственный столб, поставленный в центре ― по типу монастырских трапезных. Стены и своды Грановитой палаты были расписаны в XVI в., но древняя роспись не сохранилась. В 1668 г. роспись возобновил царский изограф С. Ушаков. Во время пожара 1812 г. эта роспись также погибла. Существующая роспись выполнена художниками села Палеха братьями Белоусовыми в конце XIX века. Сюжеты ее взяты из русской истории и Библии.

     В последний год своей жизни, предчувствуя кончину, Иван III повелел новому архитектору Алевизу Фрязину построить новый собор, посвященный архангелу Михаилу ― небесному покровителю русских князей и русского воинства, и который должен был стать семейной усыпальницей рода великих князей. В 1505 ― 1508 гг. Архангельский собор был построен. Алевиз Новый следовал традициям русского храмового зодчества. Мощный шестистолпный храм он увенчал пятиглавием, ассиметрично сдвинув его к восточной части. Он сохранил план и формы русского пятиглавого храма. Однако внешнее убранство собора мастер исполнил на итальянский манер. Фасады храма он разделил широким карнизом на две горизонтальные части. Традиционные русские лопатки заменил двумя рядами пилястр. Здесь мастер использовал характерную для эпохи Возрождения ордерную систему (от лат. ordo — «порядок», «строй»), подчеркивающую роль несущих элементов (колонн) и опирающихся на ряды перекрытий. Закомары зодчий отделил от плоскости стены еще одним карнизом, внутри них зодчий поместил белокаменные резные раковины. Резные раковины прижились на русской почве и в дальнейшем русские мастера широко применяли их в качестве украшения. В октябре 1505 г. Иван III умер и был похоронен в недостроенном еще Архангельском соборе рядом со своими предками ― Иваном Калитой, Дмитрием Донским и другими. Архангельский собор служил усыпальницей русских князей до конца XVII века.

     Одновременно между Успенским и Архангельским соборами появилась новая колокольня. Начиная с XIV в. все соборы Кремля имели одну общую колокольню, получившую по находящейся у ее основания церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. Перестраивал Ивановскую колокольню в 1505―1508 гг. итальянский зодчий Бон Фрязин. Новая колокольная стала представлять собой высокий стройный столп из двух поставленных друг на друга восьмигранников и венчающей их главы. Колокольня имела высоту в 60 м. Каждый ярус завершался арочными проемами, сквозь которые хорошо были видны колокола. Колокольня хорошо была видна со всех концов города и славилась своими звонами. За это она получила от москвичей почтительное название "Иван Великий". Свой нынешний облик колокольня получила в 1600 г., когда при Борисе Годунове был надстроен еще один ярус и золоченый луковичный купол. Колокольня достигла высоты в 81 м. Долгое время колокольня была самым высоким зданием в Москве и использовалась как сторожевая вышка: с нее окрестности обозревались на 25-30 км. В 1532 г. итальянский архитектор Петрок Малый начал возводить рядом с колокольней церковь Вознесения. Во второй половине XVII в. она была перестроена и получила вид звонницы. Ныне на колокольне Ивана Великого находится 21 колокол XVI ― XIX в. Самый крупный ― Успенский колокол ― весит 70 т. Все колокола являются замечательными памятниками русского литейного искусства.

     При Иване III встала проблема сохранения национальных сокровищ. Впервые в духовной грамоте Ивана Калиты около 1339 г. было упомянуто о собрании драгоценностей, хранившихся в его казне и оставленных в качестве наследства. При великом князе Иване III наследственная казна значительно пополнилась изделиями из золота, серебра, драгоценными камнями, боевым церемониальным оружием, посудой из благородных металлов, иконами, одеждами с золотой вышивкой, дорогими собольими и куньими шубами. Для хранения сокровищ Иван III приказал в 1485 г. построить специальное здание ― Казенный двор. Эта кирпичная постройка размещалась на Соборной площади Кремля, между Архангельским и Благовещенским соборами. Отныне на Казенном дворе хранились и реставрировались драгоценные вещи и регалии московского государя. Здесь же располагались многочисленные художественные мастерские ― "палаты", в которых создавались предметы, украшавшие дворцы и храмы. Комплекс художественных мастерских и хранилищ Кремля включал в себя Оружейную палату, в которой изготовлялись холодное и огнестрельное оружие, воинские доспехи; Золотую и Серебряную палаты, в которых создавались драгоценная утварь и украшения для царского и патриаршего дворов; Конюшенный приказ, ведавший конюшнями и отвечавший за готовность экипажей для повседневных и праздничных выездов; Царицыну и Государеву мастерские палаты, в которых изготовляли изделия из тканей, вышивали золотом и серебром; и, наконец, Иконописный приказ, в котором работали лучшие русские иконописцы. С XVI в. Оружейная палата упоминается как хранилище государевых ценностей.

     Значительное внимание было уделено перестройке крепостных стен. Руководство работами было возложено на итальянских мастеров: Марка Фрязина, Пьетро Антонио Солари, Антона Фрязина и Алевиза Фрязина. В течение 1485-1495 гг. были возведены стены и башни Кремля. Новая крепостная стена протянулась более чем на 2 км, имела 18 башен и образовала огромный треугольник, площадью 27,5 га. Там, где стены образовывали углы, возвели круглые башни (Водовозная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная). В них были устроены тайные колодцы. В местах, где к Кремлю подходили наиболее важные дороги, возвели мощные четырехугольные проездные башни с железными или деревянными воротами. Проездными были башни Боровицкая, Тайнинская, Константино-Еленинская, Фроловская (Спасская), Никольская, Богоявленская (Троицкая). Остальные башни Кремля построили непроездными, глухими. Башни вынесли несколько вперед относительно стен, благодаря чему пространство возле стен было хорошо доступно для обстрела. Башни наверху имели широкие боевые площадки. Ниже располагались машикули ― специальные навесные бойницы. Башни наверху завершались деревянными шатрами с дозорными вышками. В некоторых башнях помещались колокола или набаты. Их тревожный гул предупреждал горожан о приближении врага. Высота крепостных стен в зависимости от рельефа местности и задач обороны на том или ином участке меняется от 5 до 19, толщина ― от 3,5 до 6,5 м. В верхней боевой площадке свободно могла проехать повозка с запряженной в нее лошадью. Стены снаружи завершались зубцами, высота которых местами достигала 2,5 м. Во время сражений пространство между зубцами закрывалось деревянными досками, а стрельба велась через узкие вертикальные бойницы. Двускатная деревянная крыша над стенами защищала стрельцов от непогоды. В крепостной стене имелись тайные ходы, которые позволяли незаметно выходить их Кремля, склады боеприпасов, продовольствия.

     Так как все гражданские постройки в Москве возводились из дерева, стояли тесно друг к другу, то пожары стали настоящим бедствием для Москвы. При сооружении крепости были предприняты меры против пожаров. По указу Ивана III все деревянные сооружения, находившиеся снаружи стены на расстоянии более 220 метров, были снесены. Это и обезопасило Кремль от пожаров, и облегчило и оборону Кремля. Теперь приближавшийся к стенам Кремля противник был практически лишен укрытий. Взять штурмом Кремль с тех пор никому не удалось. Южная грань кремлевского треугольника была обращена к Москве-реке, западная ― к реке Неглинной, а вдоль восточной, через всю Красную площадь, в начале XVI в. прорыли канал и наполнили его водой. Кремль оказался как бы на острове и стал еще более неприступным.

Нашли ошибку? Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Read Full Article